PMPK-1

1

Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи,
внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоциональноволевого
и личностного развития.
Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам.
Определение характера, продолжительности и эффективности коррекционноразвивающей
помощи и поддержки в рамках имеющихся в «Детском саду «Журавушка»» возможностей.
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов,
организация профилактических-оздоровительных мероприятий.
Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику
его состояния, уровень успешности в обучении.
Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и
специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
2.1. Основные функции ПМПк:
Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на
протяжении всего периода его пребывания в ДОУ.
Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей
ее коррекции.
Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности
воспитательно-образовательного процесса.
Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного
процесса.
2.2. Структура организации деятельности ПМПк
2.3. ПМПк создается приказом руководителя ДОУ. Общее руководство ПМПк возлагается на
заведующего в «Детского сада «Журавушка»»
2.4. ПМПк - коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля
для оказания квалифицированной комплексной помощи обучающимся и их родителям.
2.5. В составПМПк входят: старший воспитатель, квалифицированные воспитатели ДОУ,
педагог-психолог, медицинская сестра.
2.6. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или воспитателей «Детского сада «Журавушка»», в группе которых
находится ребенок, с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. При
несогласии родителей (законных представителей), с ними может проводиться психологическая
работа по созданию адекватного понимания проблемы.
2.7. Обследование ребенка проводится по необходимости одним или несколькими
специалистами индивидуально.
2.8. По результатам обследования (педагогом-психологом, педагогами)
выносится
индивидуальное заключение специалиста. На основании полученных данных (заключений
специалистов) коллегиально выносится заключение ПМПк и рекомендации об индивидуальном
маршруте развития ребенка или его изменении, воспитании ребенка с учетом его
индивидуальных возможностей и особенностей.
2.9. В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для
членов ПМПк принятии однозначных решений для воспитания и обучения ребенка, или
отсутствии динамики развития по определенному специалистами
ПМПк индивидуальному маршруту развития, ребенок направляется на территориальную
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
2.10. Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению
субъекта образовательного процесса (ребенка, группы), направленную на решение задач
развития, обучения, воспитания и социализации детей и обеспечивает комплексный подход в
решении проблем ребенка. Организация взаимодействия специалистов в образовательном
процессе достигается постановкой единых целей и задач и предполагает их реализацию командой
единомышленников.
3.
Подготовка и проведение ПМПк
3.1. ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

2

3.2. Периодичность плановых ПМПк не менее 2 раз в год: при поступлении ребенка в
образовательное учреждение; по результатам углубленного изучения ребенка на начало учебного
года; по результатам промежуточного обследования за полугодие; по результатам итогового
обследования за учебный год.
3.3. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом ДОУ на комплексное,
всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации.
3.4. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания ПМПк не позднее 10 дней со дня поступления заявки с согласия родителей
(законных представителей).
3.5. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку
назначается ведущий специалист из числа членов ПМПк, координирующий работу всех служб и
специалистов, а также семьи, участвующих в исполнении индивидуальной программы развития и
коррекции ребѐнка. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и
эффективность оказываемой ему помощи и в случае необходимости делает запрос на
коллегиальное обсуждение проблем (ПМПк).
3.6. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в
обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и
рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику
структуры психофизического развития ребѐнка (без указания диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение
подписывается председателем и всеми членами ПМПк
3.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения
родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
3.8. Председатель включает в состав ПМПк, кроме постоянных специалистов, сотрудников
образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком. Председатель ставит в
известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.
3.9. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит
индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной
возрастной и психофизической нагрузки.
3.10. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего
обследования и разрабатывает рекомендации.
3.11. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также специалисты, участвовавшие в
обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключение на ребенка и
рекомендации. Последовательность представлений специалистов определяется председателем
ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Коллегиальное
заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития
ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи,
обобщающую рекомендации специалистов. Подписывается председателем и всеми членами
ПМПк.
3.12. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное
заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
4.
Ответственность ПМПк
4.1. Руководитель ДОУ, председатель, специалисты, участвующие в работе Консилиума, несут
ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование, о
принятом решении ПМПк.
4.2. Председатель и специалисты, участвующие в работе Консилиума, должны быть
ознакомлены с данным положением (под подпись).
5.
Документация ПМПк
Приказ дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк на текущий учебный
год;
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме «Детского сада
3
«Журавушка»»;

протоколы заседаний ПМПк;
карта (папка) развития воспитанника с индивидуальными заключениями специалистов
ПМПк и коллегиальными заключениями ПМПк;
копия направления на городскую ПМПК (при необходимости);
график плановых заседаний ПМПк.
аналитические материалы.
У председателя ПМПк находятся нормативные правовые документы, регламентирующие
деятельность ПМПк, список специалистов ПМПк, расписание работы специалистов ПМПк:
журнал записи детей на ПМПк;
журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального
заключения и рекомендаций ПМПк;
согласие родителя (законного представителя) воспитанника ДОУ о его психолого-медикопедагогическом обследовании и сопровождении;
архив Консилиума, состоящий из протоколов заседаний за прошлые учебные года, а также
при наличии имеющихся характеристик, карт развития детей.
Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается
только членам Консилиума или по запросу специалистов территориальной ПМПК.

4

Приложение 1
к Положению о психолого-медико-педагогической консилиуме
Циклограмма медико-психолого - педагогического сопровождение детей с ОВЗ
Содержание работы Формы работы
Сроки
Ответственный
Где
обсуждается
Выявление
Воспитатели группы, педагогиндивидуальных
психолог.
психологопедагогических
Воспитатели группы, педагогособенностей ребенка.
Наблюдение за ребенком в период В течение первого месяца психолог,
адаптации.
посещения ребенком
Первичное
ДОУ.
обследование
Сентябрь - Октябрь
Определение
Октябрь
Педагог-психолог,
ПМПк
Определение
индивидуального
воспитатели
Коррекционно-развивающих
педагогического
мероприятий,
маршрута
режима
проведения
коррекционных
мероприятий;
Сроки определяются
Педагог-психолог,
ПМПк
индивидуально для
воспитатели
Коррекционнокаждого
ребенка
развивающая работа по По циклограмме проведения
показаниям.
коррекционной работы (см. далее)
Консультативная работа с Индивидуальные с показом
ПМПк
родителями
приемов работы с ребенком..
В течение года; По
договореннос ти с
педагогами группы.
Апрель-май
Воспитатели, педагог-психолог,
ПМПк
старший
воспитатель
Оценка динамики и
эффективности
Наблюдение, Форматизированн ая
коррекционной работы. диагностика; Отзывы родителей.

5

Приложение 2
к Положению о психолого-медико-педагогической консилиуме Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.
Направления
Содержание
Сроки
Психологическая
Адаптация - не менее 1 месяца;
Направления работы:
помощь детям
Коррекционные занятия по направлениям - цикл из
Сопровождение ребенка и семьи в период адаптации(сентябрь).
не менее 8 занятий;
коррекция дезадаптирвого поведения детей (по мере выявления
Формирование и развитие психологической
поиндивидуальному плану);
готовности к школе - не более 6 месяцев.
коррекция особенностей развития эмоционально- волевой сферы
Сроки определяются индивидуально.
ребенка;
коррекция развития межличностных отношений, коммуникативных
навыков;
коррекция формирования и развитие психологической готовности
ребенка к обучению в школе; коррекция психологического климата в
ДОУ
Социальная помощь
Сроки определяются индивидуально
Направления работы:
детям
Изучение и коррекция запросов, трудностей взаимопонимания
родителей и детей.
Помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, их
социальное
сопровождение (по мере выявления по индивидуальному плану).
Вооружение родителей правовыми знаниями.
Координация усилий ДОУ и учреждений соцзащиты в оказании
помощи конкретному ребенку, конкретной семье.
Воспитание у детей основ гражданственности, патриотизма на основе
их ознакомления с историей, культурой и традициями страны, города,
ДОУ, семьи.
Педагогическая
Сроки определяются индивидуально
помощь детям
Индивидуальная работа с детьми:
по развитию моторных функций, основныхдвижений и движений
мелкой моторики;
по освоению содержания образовательных областей по программе; по
формированию и развитию различных видов детской деятельности.

6

7

Приложение 3
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них
специальных образовательных условий.
1.
В начале нового учебного года в ДОУ педагоги, в том числе педагог-психолог,
воспитатели, медицинская сестра т. е. специалисты психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) организации, выявляют детей с ОВЗ.
2.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о
необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по
оказанию детям психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от
24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении положения о психолого- медико-педагогической
комиссии», и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79
ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
3.
По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для
ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273.(«Под специальными
условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья».))
4.
На основании рекомендаций ПМПК специалисты ДОУ разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную
программу.В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с
ОВЗ решаются следующие задачи:
-определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в
образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным
потребностям ребенка;
-определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психологопедагогического сопровождения ребенка и его семьи;
-определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы
с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и
личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
-определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной
программы организации;
-определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических
материалов;
-определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материальнотехнических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей
предметно-пространственной среды.
5 . После разработки индивидуального образовательного маршрута и/ или адаптированной
образовательной программы, педагоги и специалисты образовательной организации
осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или
8

адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже
одного раза3
Приложение
в 3 месяца.
Приложение 4
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ осуществляется оценка их
возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим
особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном
учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной
работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является
комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку
особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами, и охватывает
познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха,
двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение
ребенка включает медицинское и психологопедагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез
собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией
ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности
матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов
на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у
ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время
начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком
заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем
воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности;
описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена,
характерологические
особенности
родителей;
фиксируются
психические,
неврологические,
хронические
соматические
заболевания
родственников,
патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые
условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается
оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи
приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по
документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это
помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые
условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним
из компонентов
комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты
могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления
особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений,
потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Основной целью применения психологической диагностики является определение
9

уровня умственного развития, состояние интеллекта детей с ОВЗ, посколькуПриложение
эта категория3
дошкольников
представляет
исключительное
разнообразие.
Психологическое
обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с
проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон
психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное
развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать
научнопрактические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М.
М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса
выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных
показателей.
Выявляются
следующие
качественные
показатели,
характеризующие
эмоциональную сферу и поведение ребенка:
• особенности контакта ребенка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
• наличие и стойкость интереса к заданию;
• понимание инструкции;
• самостоятельность выполнения задания;
• характер деятельности (целенаправленность и активность);
• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
• работоспособность;
• организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и
моторной функции ребенка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей
детей с ОВЗ для определения содержания дальнейшего обучения важным является
педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение
сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен
обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении,
темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной
деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как
непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков,
поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть
специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет
оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность,
организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно
важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в
процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о
личностной зрелости дошкольника.
В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;
• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;
• рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах, о
10

любимом занятии дома и др.
Приложение 3
• Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить
коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».