Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями
речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа спроектирована и составлена в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования,
особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета,
образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных
представителей).
Адаптированная
образовательная программа ДОО (детей с тяжелыми нарушениями речи) рассчитана на
разные возрастные группы компенсирующей направленности (с 4 до 7(8)) лет. Набор
детей в группу компенсирующей направленности осуществляется ежегодно через
психолого-медикопедагогическую комиссию.
В данном
случае реализация программы осуществляется через организацию совместной
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
В Программе
раскрыты в содержательном аспекте 5 образовательных областей:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое
развитие;
физическое
развитие.
Приведены
модели взаимодействия педагогов при организации коррекционно- развивающей
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа
описана с учётом специфики группы.
Дано
краткое описание предметно – развивающей среды групп, кабинетов специалистов,
музыкального и физкультурного зала, режим пребывания детей в детском саду.
Основой
Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и
образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми
нарушениями речи. Это достигается за счет создания комплекса
коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группе компенсирующей
направленности ДОО для детей с ТНР с учетом особенностей психофизического
развития детей данного контингента.
Программой
предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так
она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что
дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное
эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в
соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать
переутомления и дезадаптации дошкольников.
Для каждой
возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной,
индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование
специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности;
свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй
половинах дня.
В МБДОУ
«Детский сад «Журавушка»» АГО группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей
недели, с 10,5 часовым пребыванием.
Воспитание
и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на
русском языке.
Программа
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), требования к условиям реализации Программы.
Программа
направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и
образования детей (образовательные области):
речевое развитие;
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
художественно-эстетическое
развитие;
физическое
развитие.
Программа
включает четыре раздела:
целевой,
содержательный,
организационный
и
дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в
себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально -
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный
раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное
развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы
отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти
образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое
развитие
5. Физическое развитие.
Отражены особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными
целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся
дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья дошкольного возраст с ОВЗ;
• обеспечение единства
подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение
воспитательного потенциала семьи.
Построение взаимодействия с
родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих
принципов:
1) приоритет семьи в
воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей
(законных представителей);
3) взаимное доверие, уважение
и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных
представителей);
4)
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Задачи и направление
воспитательной работы отражены в рабочей программе воспитания, которая является
компонентом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
Детский сад «Журавушка»»АГО и призвана помочь всем участникам образовательных
отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Организационный раздел
содержит описание материально- технического обеспечения Программы, перечень
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной
среды.
Дополнительный раздел
представляет собой краткую презентацию программы.